Навигация по сайтуНавигация по сайту

История этапов эволюции методов диагностики причин бесплодия в браке

Фертильность является одной из важнейших проблем гинекологии. Бесплодием страдают мужчины и женщины во всем мире. Оценка распространенности данного состояния в настоящее время неточна. Считается, что от 8 до 15% супружеских пар в течение репродуктивного периода сталкиваются с данной проблемой (ВОЗ, 1995). При расчете на общую популяцию это значит, что в мире насчитывается более 100 млн. супружеских пар, для которых проблема бесплодия является причиной личных страданий и влечет за собой распад семьи.

Веками накапливались знания, которые впоследствии сыграли исключительную роль в решении проблемы бесплодия. Открытие Рентгеном рентгеновских лучей (1895) положило начало объективной прижизненной диагностике анатомических изменений и эре лучевой терапии, а открытие Флемингом (1929) явления антибиотизма - эре непрерывного лечения хронических воспалительных процессов придатков матки. В 1950 г. американский гинеколог и ученый I. С. Rubin в своей статье "30-летний прогресс в лечении бесплодия", опубликованной в первом номере "Fertility & Sterility", определил четыре основных направления, в которых, по его мнению, наиболее продвинулась наука о бесплодии: 1) диагностика состояния маточных труб; 2) изучение сперматогенеза; 3) эндокринология половых гормонов; 4) определение момента овуляции.

Создание в 40-50-х годах профессиональных обществ и журналов, систематизировавших научные достижения во всех областях медицины и биологии под углом репродукции человека, положили начало целенаправленному и чрезвычайно эффективному поиску решения проблемы бесплодия. Вышеуказанный Rubin является автором многих диагностических и лечебных методов, которые не потеряли свою актуальность и сегодня. Именно он разработал и внедрил в практику методы диагностики проходимости маточных труб, отличные от принятых в то время лапаротомических, - гистеросальпингографию и пневмотубацию. Rubin предложил различные методы косвенного определения овуляции - биопсию эндометрия и тесты функциональной диагностики: измерение базальной температуры, мазки на "гормональное зеркало" и др. Он впервые высказал мысль о существовании синдрома неовулировавшего фолликула и иммунологической несовместимости партнеров, предсказал возможность и необходимость использования гонадотропинов для индукции овуляции. Rubin финансировал ряд крупных научных исследований, в том числе изучение сперматогенеза и разработку посткоитального теста.

В 50-е годы Shields впервые сформулировал показания к искусственной инсеминации: а) спермой мужа - невозможность попадания спермы в репродуктивный тракт женщины при естественном коитусе (гипоспадия, импотенция); умеренная олигоспермия; вагинальный или цервикальный фактор; б) спермой донора - тяжелая степень олигоастеноспермии; генетические заболевания у мужа; резус-положительный фактор у мужа при резус-сенсибилизации жены. Им же сформулированы требования по подбору доноров, основными из которых являются психическое и физическое здоровье, отрицательная реакция Вассермана.

В 1952 г. впервые были опубликованы работы, посвященные определению антиспермальных антител, а в 1954 и 1956 гг. установлена их связь с бесплодием. Тогда же был детально разработан метод диагностики овуляторных расстройств по результатам биопсии эндометрия.

В конце 50-х годов были предложены стандарты для гистологической оценки эндометрия в лютеиновую фазу, которые используются и поныне.

К концу 50-х - началу 60-х годов проблема измерения гормонов в биологических жидкостях сделала резкий поворот от биологических методов к высокоточным, специфичным, чувствительным, простым и удобным иммунологическим методам микроанализа, доступным любой лаборатории. Эволюция методов гормонального анализа от радиоиммунологических к иммуноферментным и иммунофлюоресцентным создала необходимые условия для точной диагностики эндокринных нарушений, контроля их лечения и мониторинга при проведении лечения бесплодия с помощью новых репродуктивных технологий.

Внедрение новых фиброоптических систем, разработка инструментария и техники выполнения СОз-пневмоперитонеума (Siegler, Garrett), прогресс в области анестезиологических средств - привели к резкому расширению показаний сначала к диагностической гинекологической лапароскопии, а затем и к оперативной, особенно при выполнении малых операций, - стерилизации труб, биопсии яичников, аспирации кист и т. д., хотя сама лапароскопия была известна еще в начале века (Kelling). В 1979 г. Mettler предложила использовать лапароскопический доступ для выполнения сальпинголизиса и других операций, направленных на восстановление проходимости маточных труб.

Разработанный в 1959 г. (Yalow and Berson) радиоиммунологический анализ революционным образом преобразил репродуктивную эндокринологию. Он позволил раскрыть физиологические механизмы, лежащие в основе нормального репродуктивного цикла, точно определить момент овуляции, установить причину большинства патологических состояний, лежащих в основе ее нарушений и, как следствие, бесплодия, проводить гибкий контроль эффективности гормонального лечения. Доступность коммерческих РИА-наборов, простота выполнения анализа сделали его необходимым и практически рутинным диагностическим методом для лечебных учреждений, занимающихся лечением бесплодных супружеских пар. Именно возможность количественной оценки гормональных нарушений, лежащих в основе многих гинекологических заболеваний (гиперпролактинемия, гиперандрогения и др.), стимулировала появление и/или более активное применение в клинической практике таких фармацевтических средств, как парлодел, даназол, кортикостероиды, гонадотропины, агонисты рилизинг-гормонов и т. д. Благодаря этому, были тщательно разработаны виды и схемы индукции овуляции, способы ее мониторинга и диагностики возможных осложнений.

Таковы в общем плане этапы эволюции методов диагностики причин бесплодия в браке.

Опубликовано: 23.06.2011 в 23:52

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Выберите себе хорошего специалиста!

Понравилось? Поделитесь с друзьями или разместите у себя: