Истинное происхождение и эволюция теста Роршаха
Тест был разработан швейцарским психиатром и художником в начале 1920-х годов. Герман Роршах учился у влиятельного психиатра Карла Юнга, однако у него самого был богатый художественный опыт.
«Его отец был учителем рисования, и у него [Германа Роршаха] была очень хорошо развита зрительная память», - поделился в интервью NPR автор Дамиан Серлз (англ. Damion Searls).
В своей новой книге «Чернильные пятна» (англ. The Inkblots) Серлз отслеживает историю возникновения теста Роршаха и пытается понять, каким человеком был сам Герман Роршах. Со временем чернильные кляксы стали чем-то вроде клише, однако Серлз полагает, что такая репутация несправедлива.
«Множество людей с пренебрежением отзываются о тесте, однако они ошибаются», - пояснил автор.
Серлз уверен, что проведенный надлежащим образом тест может стать источником ценной информации о человеке. Однако автор предупреждает, что тест Роршаха необходимо использовать в контексте с другими психологическими тестами. В интервью Серлз рассказал об эволюции теста Роршаха и пересечении психологии и искусства.
О том, как тест Роршаха изначально не планировался как психологический тест
«Сначала Роршах был заинтересован в нем как в своеобразном эксперименте по восприятию – иными словами, не тест, а способ изучения того, как люди воспринимают вещи вокруг. И только потом он пришел к выводу, что люди с различными особенностями характера по-разному видели мир и он мог бы использовать изображения в качестве теста».
О совместном развитии абстрактного искусства и психиатрии
«Данный факт очень удивил и приятно порадовал меня, когда я работал над созданием книги. Если посмотреть на это с психологической точки зрения, тест Роршаха кажется немного странным. Если взять работы Юнга и Фрейда, то можно заметить, что они больше фокусируются на словах. Однако в 19 веке была написана работа, посвященная тому, как люди воспринимают вещи вокруг себя, и данная тема стала набирать популярность.
Итак, есть проблема: как мы можем визуально установить связь с вещами, если они не являются людьми? Если мы посмотрим на плачущего человека, нам, скорее всего, будет грустно. Однако если мы посмотрим на картинки или закат, как мы сможем что-то почувствовать? Тут не с чем связаться. И тут возникло предположение о том, что эмпатия – термин, придуманный в то время – является тем самым средством, при помощи которого мы можем устанавливать связь с объектами вокруг нас».
О влиянии немецкого философа и психолога Карла Альберта Шернера
Главной идеей данного философа было то, что разум, во сне или наяву, символически преобразует вещи и объекты. Современная психология и абстракционизм широко это используют: мы не просто воспринимаем вещи, но по-своему интерпретируем их, добавляя что-то от себя.
Данная идея является ключевой как в тесте Роршаха, так и в современном абстракционизме. Большинство людей не понимают абстрактное искусство: что тут вообще можно воспринимать, если это обычный прямоугольник? На самом деле, именно зрители вкладывают смысл в картину.